Александр Санин, Людмила Чебыкина

ПОЙМИ ДРУГА

Справочник по поведению собак

ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО

У неправильно выращенных щенков могут проявиться особые проблемы.
Собака пачкает, делая свои дела, где не надо.
Собака прыгает на человека, приветствуя его, и пачкает его своими лапами или играет с ним, хватая за одежду и вырывая из рук вещи.
Инфантильная осторожность застревает надолго, и, подрастая, собака долго остается щенком.
Собаки крайне редко пачкают в доме. Это случается с теми из них, чье детство непо-зволительно затянулось: сначала долго делали прививки, да еще и купили с опозданием, и все это время не выводили на улицу. То, что было можно, пока щенок был маленьким, вдруг становится нельзя. И он не знает, что делать. К тому же собака, которую только-только нача-ли выводить на улицу, испытывает страх перед новыми раздражителями – другими собака-ми, людьми – и боится делать свои дела в новом, непривычном месте. Совсем маленького щенка можно приучить ходить на газету или тряпку. Его сажают на них сразу после сна и еды и удерживают, пока он не сделает того, что от него требуется. Для засидевшихся дома щенков резко пахнущую газету или тряпку выносят на улицу вместе с ними, показывая, куда можно сделать.
В норме подросшие щенки очень быстро переучиваются вести себя, как надо.
Взрослые собаки могут пометить помещение, если в нем внезапно обнаружатся чужаки – в их собственный дом придут гости с другой собакой. Когда собака сопровождает хозяев в гости, где есть собака-конкурент, она тоже может сильно оконфузиться. Пометить террито-рию в таких случаях – значит защитить свой дом от вторжения или утвердить свой ранг.
Если взрослая собака регулярно пачкает в доме, то мы имеем дело с какими-то невро-тическими реакциями и в их причинах следует разобраться. Очень часто они связаны... с раз-ладами в семье.
Это же отмечал и Дж. Фишер. Когда хозяева постоянно ссорятся, бурно выясняют ме-жду собой отношения, кричат на детей, что остается делать собаке? Она напоминает о своем подчинении или, наоборот, претензиях на доминирование доступным ей способом – налива-ет лужу.
Равным образом на наших четвероногих питомцев действует частая смена членов стаи, их появление и исчезновение. Речь не идет о каком-то устоявшемся круге родственников и знакомых, которые приходят в гости. Конечно, некоторых людей собаки могут невзлюбить. Но в таком случае достаточно изолировать их на время в другой комнате. Если дом всегда полон гостей и их приход неизменно радостен и приятен для хозяев, то собаки, как правило, не впадают в меланхолию. Они приспосабливаются к обстоятельствам: либо сами становятся дружелюбными и общительными, либо избегают лишних контактов. Тихие конфликты без криков и постоянных скандалов, давящая атмосфера в доме, когда между членами человеческой стаи отсутствуют любовь и привязанность, одинаково отрицательно сказываются и на детях, и на собаках. Последние чувствуют фальшь и либо замыкаются в себе, либо бесприбеспричинно огрызаются, либо становятся трусливыми и тогда тоже льют лужи.
Кроме того, наши четвероногие друзья способны испытывать нечто вроде ревности, в сущности, это попытки прояснить ранговые отношения или даже переранжироваться.
Когда моя знакомая вышла замуж, первое, что сделала ее боксер-сука, – начала... ме-тить место на кровати, где спал муж. Никогда раньше она не забиралась на постель, а тут стала регулярно наливать на нее лужу в отсутствие хозяев! Положение было исправ-лено, когда муж начал гулять с ней и даже дрессировать на дрессировочной площадке.
Некоторые собаки очень тяжело переживают смену владельца.
Переселение на новую территорию и в новую стаю – это всегда стресс. Отдавать или продавать взрослых собак – порочная практика. Однако в жизни это происходит довольно часто. А собаки попадаются всякие: одни дружелюбные и компанейские, к тому же уверен-ные в себе, быстро находят общий язык с новыми людьми; другие, чаще низкоранговые, впадают в тоску. И если у первого хозяина они вели себя идеально, то тут вдруг полностью забывают правила хорошего тона и начинают пачкать в доме. Четвероногих любимцев, приобретенных во взрослом возрасте, следует окружить особенной лаской и вниманием, но при этом не дать им сесть себе на шею... Обязательно выделить место и приучить к соответствующей команде. Кстати, напомним: собачье место должно находиться не на ходу, не на сквозняке и не рядом с батареями центрального отопления. Высокоранговым собакам необходимо иметь возможность обозревать как можно больше площади и следить за всеми перемещениями людей, а низкоранговым – иметь убежище. Для первых поэтому лучше оборудовать лежанку в коридоре, куда выходят все двери, а для вторых – в углу комнаты или под столом. Если собака живет во дворе, то общие принципы – сочетание широкого сектора обзора с защищенностью – также должны соблюдаться. Кормить нового питомца нужно в одном, специально отведенном для этого месте. Кроме того, собаку необходимо снабдить игрушками. Гулять следует, вначале не отходя далеко от дома, но постепенно охватывая все новые и новые территории. При соблюдении всех перечисленных условий новый питомец привыкает и к новому дому, и к людям.
Отчего собаки прыгают на человека, когда приветствуют его?
Очень просто: ритуал приветствия включает непременное облизывание уголков губ доминанта. Но человек выше любой собаки, вот и приходится прыгать, повинуясь природ-ному поведению, и болонке, и сенбернару... Отучить от этого собаку достаточно просто: ей надо дать любую команду («сидеть», «лежать») и после выполнения обязательно приласкать.
Не в меру разыгравшиеся молодые собаки на прогулке могут стянуть у хозяина или членов его семьи варежку и долго носиться вокруг, не желая отдавать. Во-первых, следует лучше следить за своими вещами, во-вторых, непременно выходить на улицу с игрушкой для собаки и играть с ней и, в-третьих, обучить апортировке, т. е. умению приносить брошенные предметы и отдавать их по команде «дай». Тогда, даже если эмоции и перевесят, собака непременно отдаст любой предмет, который она схватила.
Очень многие проблемы поведения собак коренятся в том, как они развивались, когда были щенками.

Как-то я познакомилась с почтенной дамой. Она подобрала на улице беспородного щенка, которому было примерно два-три месяца. Он вырос в очаровательную, довольно крупную дворняжку, похожую на лису. Хозяйка назвала собаку Карлой (об этой парочке я уже писала выше) и отказывалась обучать ее, мотивируя свой отказ тем, что собака с возрастом поумнеет сама. Мне было страшно смотреть, как животное таскает хозяйку за собой, особенно во время гололеда: дама в любой момент могла упасть и что-нибудь себе сломать. Многие недостатки остались у этой собаки на всю жизнь. Вначале развеялась ил-люзия, что дворняжки – самые здоровые собаки, ведь другие на улице просто не выживают! Щенок болел какими-то непонятными болезнями, несмотря на прививки: возможно, виной всему был стафилококк. Плохой иммунитет позднее привел к нарушению обменных процес-сов.
До трех лет собака вела себя как шестимесячный щенок. Сначала она тянула хозяйку ко всем собакам знакомиться, хотя некоторых из них побаивалась. Потом начала кидаться на чужих собак, защищая от них территорию своего двора. Кроме того, она гоняла мелких собачек и кошек и бросалась на детей. Правда, для такого поведения у нее были причины (выше я писала, что дети ее дразнили). Взрослых чужих людей она опасалась.
Выходить за пределы определенного, знакомого маршрута Карла отказывалась. Я столкнулась с этим, когда мои мрачные прогнозы, увы, частично сбылись. Ее хозяйка под-вернула ногу, когда собака рванулась за очередной маленькой собачкой. И Карлу пришлось выводить мне. Положение облегчалось тем, что собака хорошо знала мою стаю (сначала двух ризеншнауцеров, позже ризеншнауцера и среднеазиатскую овчарку). И только чувствуя себя под защитой дружественно настроенных собак, она перемещалась по окрестным пус-тырям, хотя метить новую для нее территорию, т. е. делать свои дела, по-прежнему боя-лась. А ведь ради этого я ее и выводила! Будь на моем месте незнакомый ей человек, он во-обще не вытащил бы ее из квартиры! Места, которые она выбирала, находились ближе к дому. Они были удобны с ее, собачьей, точки зрения и совершенно не годились с человечьей: она предпочитала детские площадки и газоны. К счастью, владелица, беспокоясь о своей любимице, встала на ноги в рекордные сроки.
В своем роде это был пример гармоничных отношений: с возрастом собака стала спо-койнее, научилась останавливаться по команде «стоять», а более сложных навыков хозяйке от собаки и не требовалось.
Норна, когда ее впервые вывели на улицу в возрасте между вторым и третьим меся-цем, был поражена изобилием впечатлений и... рванулась обратно в подъезд. Там она со-вершенно самостоятельно вбежала по лестнице на второй этаж и прижалась к дверям нашего холла. Я взяла малышку на руки, успокоила, погладила и с кряхтением (надо сказать, что это был весьма крупный и хорошо откормленный щенок, так что малышкой она явля-лась по возрасту, а не по весу) понесла обратно. Она находилась в том возрасте, когда щен-ки псовых выходят из логова поиграть, но при малейшей опасности скрываются в него об-ратно. Мне значительно меньше понравилось, когда она в восьмимесячном возрасте рвану-лась с поводка спасаться неизвестно куда от фургона, переехавшего нам дорогу.
Фургон вез в булочную громыхающие деревянные лотки с хлебом (мать Норны Мойра в то же самое время принюхивалась к аппетитному запаху, который фургон оставил). Но все-таки это было еще в пределах нормы: собаки в период полового созревания (а у ризенш-науцеров первая течка, как правило, наступает в девятимесячном возрасте) могут прояв-лять неожиданные страхи.
Всю жизнь Норна немного боялась ездить в электричке, но безропотно заходила в ва-гон по команде «рядом». Ее страх выражался лишь в том, что при подходе к станции она немного отставала от людей. В остальном это была одна из самых мягких и послушных со-бак, которых я знала.
Однако когда годовалая среднеазиатская овчарка Равшан, будучи вытащена на улицу силой, решила бояться всего – людей, машин, собак, – я, честно говоря, сама впала в панику. Винить мне было некого: я согласилась взять собаку, прожившую всю свою предыдущую жизнь в вольере. На лакомство она не реагировала, отказывалась от него и очень слабо от-зывалась на социальные взаимодействия: ее можно было заинтересовать игрой. И вот я, как сумасшедший дервиш, принималась скакать перед собакой, размахивая перед ней палоч-ками, игрушками, садилась на корточки, обнимала ее, гладила, беспрестанно несла какие-то благоглупости в успокаивающей интонации, таскала перед ней, как перед котенком, привя-занную на веревочку тряпочку – и все это прямо на улице, на глазах многочисленных прохо-жих... Ничего удивительного не было в том, что от меня все шарахались... Через полгода азиатка свободно перемещалась со мной по всему району и спокойно ездила на электричке к знакомым на дачу.

Что делать, чтобы ваша собака на всю жизнь не осталась щенком?

– Если ваша собака, будучи взрослой, пачкает в доме, проанализируйте, как она разви-валась в детстве, где вы допустили ошибку? Или ошибка была допущена еще до приобрете-ния вами собаки? Или проблемы коренятся в вашей собственной человеческой стае (семье) и вы сами никак не отранжируетесь между собой? В первых двух случаях обратитесь к опыт-ному дрессировщику. Во втором, пожалуйста, найдите опытного зоопсихолога! Обращаться к зоопсихологу столь же нормально, как и к зубному врачу, ничего зазорного в этом нет.
– Если взрослая собака какое-то время вела себя нормально, а потом вдруг стала пач-кать в доме, немедленно идите к ветеринару! Не исключено, что она чем-то заболела и нуж-дается в помощи.
Если у вас чрезмерно игривая собака, которая прыгает на вас при каждой встрече, вы-рывает из рук вещи и носится с ними – радуйтесь ее радости, ее веселому нраву, но... обу-чайте навыкам общего послушания. При прыжках на вас давайте команду «лежать». Отраба-тывайте выдержку, апортировку. Больше гуляйте.
– Если маленький щенок до двух-трехмесячного возраста боится на улице отдельных раздражителей, это норма. Его надо гладить, успокаивать, давать лакомство. Выводя щенка в первый раз, не отходите далеко от дома. Сначала прогулки должны быть частыми (несколько раз в день), но кратковременными (не больше получаса). Если щенок боится всего подряд, это уже не является нормой. На такую собаку придется затратить значительно больше трудов: познакомить его с какой-нибудь доброжелательно настроенной соседской собакой (хорошо бы щенком его возраста) и гулять вместе, больше играть и ласкать, находясь на одном уровне с ним, т. е. присаживаясь на корточки.
– Если молодая собака (от полугода и старше) боится всего, это самый тяжелый случай. Но не безнадежный! Определить, что это – оставшаяся щенячья трусость или у собаки слабая нервная система, – довольно трудно. (Если собака выросла на цепи или в вольере, то в при-вычной для себя обстановке она могла вести себя смело и уверенно.) Рецепт тот же, что при обращении со щенком, – сначала гулять мало, но часто, удаляться от дома постепенно, иг-рать с собакой самому и стараться найти ей четвероногих партнеров по играм и общению (как ее возраста, так и более старших и желательно уже обученных).
Любые нарушения, появившиеся во время развития щенка, хотя и являются весьма серьезными, однако могут в значительной степени компенсироваться последующим обуче-нием. Обратитесь одновременно и к опытному дрессировщику, и к опытному ветеринару.

_________________